2018.02.09

Универсал широкого профиля

Мусоровоз на шасси среднетоннажного автомобиля ISUZU Forward 18.0 решит широкий круг задач по вывозу твердых бытовых отходов.

Каждая эксплуатирующая организация, работающая в сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов, стремится получить в свое распоряжение универсальные машины, позволяющие решать широкий круг задач. Тем самым снижается количество единиц техники, стоящих на балансе предприятия, сокращаются эксплуатационные расходы, повышается рентабельность бизнеса. В конце 2017 года линейка специальной техники, собранной на шасси грузовиков ISUZU, пополнилась мусоровозом, который отвечает актуальным запросам рынка и имеет весомое преимущество перед конкурентами по показателю цена/качество. Новинка ориентирована на широкий круг компаний, работающих в сегменте вывоза твердых бытовых отходов, вне зависимости от местонахождения.

Мусоровоз является совместным проектом российского завода спецтехники WERNOX (г. Тольятти) и АО «ИСУЗУ РУС». Запуску машины в производство предшествовала большая работа конструкторских отделов обеих компаний. Шли переговоры с поставщиками коммунального оборудования — выбирался наиболее подходящий для российских условий эксплуатации компактор. В конечном итоге в качестве стратегического партнера была выбрана турецкая фирма ORAKҪI. Предприятие соответствует самым современным требованиям европейских стандартов, а мусоровозы проектируются и выпускаются с применением методик серийного производства, что обеспечивает взаимо­заменяемость узлов и агрегатов, а также поставку запасных частей, что по стандартам предприятия гарантируется в течение 10 лет.

На японском ходу

Выбор шасси проводился по принципу максимального соответствия транспортным задачам и техническим характеристикам выбранной модели коммунальной установки. Мусоровозы должны эффективно вывозить отходы с площадок, расположенных во дворах жилых массивов, территорий торговых центров, предприятий и т. д. Для этих целей они обязаны комплектоваться компакторами максимально возможного объема и в то же время вписываться в габариты, позволяющие беспрепятственно маневрировать в условиях ограниченного пространства современных городов. Оптимальным вариантом такого шасси из производственной линейки ISUZU стало Forward 18.0 (сертификационное наименование FVR34UL-MDUS). Двух­осный среднетоннажник благодаря небольшой колесной базе (4650 мм) обладает отличной маневренностью. Это гарантирует подъезд машины к точкам даже в условиях, когда дворовая территория заставлена легковыми автомобилями. Безопасному передвижению в условиях ограниченного пространства способствует большая площадь остекления кабины и наличие «гирлянды» зеркал, дающих полноценный обзор зон, не попадающих в поле зрения водителя. С ними выполнять маневры можно с ювелирной точностью.

Базовое шасси полной массой 18 тонн обладает грузоподъемностью более 12 тонн, чего вполне достаточно для установления на раму широкого спектра самых различных надстроек. К таким относятся, в частности, компакторы мусоровозов. Не секрет, что из-за высокой влажности отходов и попадания в баки небытового мусора автомобиль может работать с предельными нагрузками или даже с перегрузом. То есть запас прочности — весомый козырь Forward 18.0. К слову, нагрузка в 12,5 тонны является одним из лучших показателей для двух­осных машин в рассматриваемом нами классе грузовиков. Поскольку мусоровозы не только работают на дорогах общего пользования, но и доставляют отходы на полигоны бытовых отходов, важно, чтобы у шасси была крепкая рама, способная воспринимать большие нагрузки на кручение и изгиб. Учитывая это, конструкторы создали остов машины на двух мощных швеллерах высотой 258 мм и шириной полки 85 мм, изготовленных из листа высокопрочной стали толщиной 10 мм. Как показывает опыт кузовостроителей, на раму таких параметров можно смело монтировать самые различные типы установок и надстроек, что существенно расширяет сферу применения японского грузовика. Дорожный просвет в 224 мм (под балкой переднего моста) достаточен для того, чтобы грузовик эффективно работал на дорогах невысокого качества. К примеру, машина может обслуживать объекты, находящиеся в пригороде или до которых приходится идти по грунтовке.

Безотказной работе грузовика с максимальной нагрузкой на дорогах различного качества способствует рессорная подвеска. Она, в отличие от пневматической, не боится проколов, низких и высоких температур, а также хорошо держит перегруз. Примененные на Forward 18.0 тормоза барабанного типа хорошо защищены от грязи, что позволяет грузовику выполнять перевозки в любых дорожных условиях. Чистота и ухоженность дорог большого значения для тормозной системы не имеют. Недаром машины строительного сегмента оснащаются рабочими тормозными механизмами барабанного типа. При вывозе мусора на полигоны бытовых отходов защищенные от загрязнения тормозные механизмы, разумеется, предпочтительнее открытых, дисковых.

Есть преимущества и в ремонте: барабанные механизмы предполагают возможность замены фрикционных накладок на колодках, расточку барабанов в ремонтный размер, восстановление приводных валов. Все это сокращает эксплуатационные расходы. Все операции по обслуживанию и ремонту тормозных механизмов барабанного типа хорошо знакомы мастерам любых СТО.

Силовая линия грузовика собрана из шестицилиндрового рядного дизельного двигателя ISUZU 6HK1-TCS и девятиступенчатой (модель 9S1110) механической коробки передач (с делителем) компании ZF. Мощности 280 л. с. и крутящего момента 882 Н·м, которые снимаются с рабочего объема 7,79 литра, вполне достаточно для эффективного выполнения грузовиком всех транспортных задач вне зависимости от нагрузки и дорожных условий. Высокая экономичность дизеля задается современной электронно-­управляемой системой питания Common Rail, применением турбокомпрессора изменяемой геометрии и отлаженным до идеала рабочим процессом. Перевозчикам придется по душе и то, что соответствие экологическим требованиям достигнуто без применения системы нейтрализации с впрыском мочевины. Это снижает расходы автопредприятия и дает положительный эффект при оценке стоимости владения транспортным средством.

Силовая линия грузовика собрана из двигателя ISUZU 6HK1-TCS и девятиступенчатой механической коробки передач компании ZF

Гармоничное сочетание

При проектировании мусоровоза важно обеспечить гармоничное сочетание шасси с установкой. Причем не только по соответствию нагрузкам и габаритам, но и по ресурсу. В идеале наработка ходовой части и надстройки до их списания с учетом выполнения текущих и капитальных ремонтов должна быть примерно равнозначной. Анализ актуальных предложений показал, что оптимальным для ISUZU Forward 18.0 вариантом компактора будет 15-кубовая установка турецкой фирмы ORAKҪI. В ее пользу говорит накопленный положительный опыт эксплуатации мусоровозов данной компании на мировом рынке, а также в российских условиях. А они, как известно, достаточно сложные даже для техники известных западных брендов. Кроме того, немаловажным является тот факт, что завод ORAKҪI интегрирован в холдинг, внутри которого есть предприятие по вывозу и переработке ТБО, что позволяет иметь постоянную обратную связь по эксплуатации техники в реальных, «боевых» условиях.

Высокую надежность, в частности, обеспечивает минимальное количество электрики. Однако на функционале это никак не отражается. Так, органы управления установкой имеют дублирование, что существенно повышает безотказность. Даже при полном отказе одной из систем управления компактором мусоровоз не сойдет с линии. Это очень важно, так как срыв графика вывоза мусора грозит компании штрафом, повторные нарушения приводят к разрыву контракта. Для оптимизации рабочего процесса оператор может запустить компактор в автоматическом режиме, тем самым обеспечив минимальное время рабочего цикла, или использовать ручное управление. В зависимости от выбранного режима время цикла прессования и выгрузки контейнера составляет от 26 до 50 секунд.

Стенки компактора не имеют ребер жесткости — таковы современные тенденции проектирования мусоровозных установок. При этом прочность конструкции обеспечена овальным профилем стенок, а также используемыми в производстве материалами. В частности, конструкторы применили высокопрочную сталь St‑52. Пол, стены и потолок изготовлены из листов толщиной 5, 4 и 3 мм соответственно. Учитывая высокую интенсивность износа загрузочного бункера, его изготовили из стали HARDOX 450 (толщина листа 5 мм). Выбор материалов продиктован как экономическими соображениями, так и весовыми характеристиками. От агрессивного воздействия окружающей среды поверхность металлоконструкций защищена оксидной пленкой и комплексом лакокрасочных материалов. Он состоит из антикоррозийной грунтовки и двух слоев эмали. Отметим, что на гладкие бока компактора можно легко нанести логотип компании. Брендирование является частью стратегии продвижения услуг на рынке.

Одним из интересных технических решений, которые реализованы в установке, является применение расположенных внизу загрузочного бункера (в задней части) запорных элементов с механизмом само­выравнивания. Он гарантирует герметичность стыка при возникновении деформаций конструкции, возникающих при работе гидравлических цилиндров и движении машины.

Внимания заслуживает и конструкция направляющего аппарата пресс-плиты, имеющая быстросъемные скользуны. Они выполнены из износокислотостойкого литого полиамида. Своевременная и оперативная замена элементов обеспечивает правильную кинематику движения механизма прессования мусора.

Службы надзора строго следят за тем, чтобы на площадках сбора мусора не было следов разлива биологических жидкостей, которые образуются при сборе и прессовании мусора в компакторе. Для ее сбора в установке предусмотрен особый бак с клапаном сброса. Опорожнение емкости производится на специально оборудованном пункте утилизации отходов параллельно с выгрузкой из компактора. Также для достижения требуемой герметичности соединения бункера и надстройки конструкторы применили съемное кислотостойкое резиновое уплотнение. Оно смонтировано на загрузочном бункере. При износе уплотнение можно оперативно заменить.

На мощной раме грузовика может быть смонтирована широкая гамма различных надстроек

При заказе машины клиентам предлагается дополнительное оборудование, например монтируемые на раму датчики нагрузки, позволяющие избежать перегруза шасси. Нагрузка, превышающая нормативную, может возникнуть в случаях, когда собираемый с объектов мусор окажется мокрым. Мусорные баки не всегда размещаются на оборудованной площадке с навесом, а их крышки часто отсутствуют либо имеют дефекты. Кроме того, в мусорные баки нередко выбрасывают и строительные материалы. Клиенты, которые заботятся о технике и планируют эксплуатировать ее продолжительное время, заказывают системы с датчиками нагрузки.

Гидравлический привод установки укомплектован проверенными в эксплуатации, обладающими завидным ресурсом и надежностью компонентами. В частности, гидронасос приводится от оригинальной японской коробки отбора мощности (КОМ), которая стыкуется с КПП через специально выполненный лючок. Привод включается кнопкой из кабины шасси. Сам насос турецкого производства, его производительности 82 см3/об с запасом хватает для обес­печения функционирования гидросистемы в любом режиме работы. Агрегаты гидрооборудования, отвечающие за управление компактором, в частности гидрораспределитель и клапаны, итальянского производства. Итальянцы являются признанными лидерами в разработке и производстве гидрооборудования, в том числе предназначенного для работы в сложных условиях. Для исключения работы системы в жестких режимах, которые могут возникнуть при низких температурах, первые ходы исполнительных механизмов, в частности выдвижение штоков гидравлических цилиндров, выполняются с небольшими скоростями. Этим достигается прогрев гидравлической жидкости и безопас­ный переход системы на режим полной нагрузки, обеспечивающий максимальный коэффициент прессования и минимальное время рабочего цикла. Система охлаждения как таковая гидросистеме не нужна. Поддержание оптимальной температуры масла достигается за счет его перемешивания с жидкостью, аккумулированной в 120-литровом баке. Для контроля в бак встроен указатель температуры масла.

Опционно гидросистема может комплектоваться баком емкостью 138 литров. Для защиты агрегатов гидрооборудования от продуктов износа на линиях нагнетания и возврата установлены фильтры.

Для безопасности выполняемых работ мусоровоз снабжен прожектором освещения и камерой наблюдения за рабочей зоной. Передаваемое с нее изображение транслируется на жидкокристаллический дисплей, расположенный в кабине. В частности, водитель-оператор может контролировать подачу мусоровоза к месту погрузки, исключая столкновения с препятствиями, или вовремя остановить рабочую установку при попадании в нее посторонних предметов.

Обслуживание и ремонт

Обслуживание и ремонт мусоровоза выполняется на фирменных СТО ISUZU, а также сервисных центрах завода-производителя WERNOX. Обратившись в любой из них, перевозчик получит полный спектр услуг не только в гарантийный, но и в пост­гарантийный период. Эксплуатирующие организации, которые имеют собственные ремонтные участки, могут проводить все работы самостоятельно. Шасси и надстройка благосклонны к ремонтникам и не поставят в тупик опытных механиков. А если возникнет необходимость, то инженеры WERNOX и «ИСУЗУ РУС» окажут клиенту поддержку. Это также является одним из неоспоримых преимуществ нового мусоровоза. С запасными частями и расходными материалами проблем не возникнет. Все, что нужно для обслуживания и ремонта шасси, есть в наличии в любом дилерском центре ISUZU, а деталями коммунальной установки обеспечит WERNOX.

Автомобиль полностью соответствует требованиям российского законодательства и технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», имеет полный пакет документации для регистрации в органах ГИБДД.

Технические характеристики

Базовое шасси ISUZU Forward 18.0 (FVR34UL-MDUS)
Колесная формула 4 × 2
Двигатель ISUZU 6HK1-TCS, четырехтактный, жидкостного охлаждения, OHC, дизельный (Common Rail), с турбонаддувом изменяемой геометрии (VGS) и ОНВ, с системой EGR, «Евро-4»
Рабочий объем, л 7,79
Максимальная мощность, кВт (л. с.) при об/мин 206 (280) при 2400
Максимальный крутящий момент, Н·м при об/мин 882 при 1450
Коробка передач: тип, количество передач, модель ZF 9S1110, механическая, 9-ступенчатая
Колесная база, мм 4650
Подвеска передняя/задняя Рессорная
Размерность шин 295/80 R22.5
Габаритные размеры мусоровоза (Д × Ш × В), мм 9100 × 2550 × 3800
Полная масса автомобиля, кг 18 000
Производитель надстройки WERNOX (РФ) совместно с ORAKҪI (Турция)
Общий объем компактора, м3 17
Объем мусоровозного бункера, м3 15
Объем загрузочного бункера, м3 2
Коэффициент уплотнения мусора До 7
Материал кузова Сталь St-52 (пол — 5 мм, стены — 4 мм, потолок — 3 мм)
Материал загрузочного бункера Сталь HARDOX 450 (5 мм)
Тип контейнеров Металлические объемом 1,1 м3 и 0,8 м3, пластиковые объемом 120, 240 и 1100 л
Время цикла прессования и выгрузки контейнера, с 26–50
Комментарии