2019.03.28

Автоматизация — синоним комфорта

Уже в июне завод в Ульяновске начнет серийно устанавливать на шасси ISUZU NPR75 роботизированную коробку передач. Пока же завершается обкатка предсерийных экземпляров.

Еще недавно наличие АКП на грузовой технике считалось большой, а порой и ненужной роскошью. Резкое увеличение количества автомобилей на дорогах и значительное уплотнение городского трафика заставили перевозчиков пересмотреть свое отношение к автоматическому переключению передач.

testdrdop_0000.jpg

Листая инструкцию

Давайте разберемся, что же представляет собой новая коробка. Модель ISUZU MYY6E не что иное, как механическая коробка передач, оснащенная блоком автоматизированного управления. Выбор режима движения осуществляется удобным джойстиком, имеющим три позиции: «назад», «нейтраль» (для запуска двигателя) и «вперед». Кроме того, «нейтраль» желательно использовать даже при кратковременных остановках на светофорах — это помогает снизить расход топлива. Дополнительный режим — принудительный переход на высшую либо низшую передачу по выбору водителя. Его рекомендуется задействовать при движении на спуске — включить пониженную передачу для более эффективного торможения двигателем. Важный момент: по умолчанию автомобиль начинает движение со второй передачи. В случаях, когда дорожные условия требуют большей тяги, предусмот­рена функция принудительного начала движения с первой передачи. Кроме того, автоматизированная коробка ISUZU позволяет… регулировать сцепление! В ней реализована возможность выбора одной из девяти степеней включения сцепления. Обращаться к этой функции стоит либо когда сцепление включается слишком быстро или слишком медленно в начале движения, либо когда момент включения сцепления не соответствует предпочтениям водителя. Разумеется, у «робота» установлена система защиты от запуска двигателя автомобиля, стоящего на передаче. О включении передачи переднего или заднего хода информирует индикатор на панели — это дополнительная страховка от преждевременного отпускания педали тормоза на уклоне.

testdrdop_000.jpg

Езда «без рук»

Перейдем от теории к практике. Управление «роботом» логичное и выполняется на интуитивном уровне без дополнительных подсказок. Так что никакой адаптации при пересадке с автомобиля с механической КП от водителя не требуется. При движении в размеренном городском потоке, равно как и на трассе, особых преимуществ автоматизированной коробки не ощущается, ведь стандартная коробка передач с ручным переключением благодаря коротким четким ходам рычага и так не доставляет водителю проблем. Зато как только трафик уплотняется… Лучше всего преимущества автоматического переключения ощущаются во время заторов. Буквально через пять минут движения в режиме «старт-стоп-старт-стоп» начинаешь понимать, насколько это удобно, когда правая рука и левая нога находятся в покое. А через десять минут осо­знаешь, что и «клевки» при трогании отсутствуют, поскольку не нужно постоянно играть педалью сцепления, особенно на полностью груженой машине. В итоге и пробка не кажется такой ужасной. Удобным оказался «робот» и во дворах, когда приходится по миллиметру протискиваться среди многочисленных припаркованных легковушек. Да и при подаче машины к погрузочной рампе меньше телодвижений, особенно когда есть уклон: «газ-тормоз» — и никакого «балансирования» сцеплением. Что касается ручного режима выбора передач, то он, скорее всего, для о-о-очень больших ценителей. АКП прекрасно сама выбирает момент переключения, и за время тестовых заездов не было ситуации, при которой хотелось бы ее подправить. Подведем итоги. Если ваш грузовичок большую часть времени проводит за городом, а за рулем сидит профессиональный водитель, то делать ставку на «робота» не стоит — механическая КП прекрасно справится со своей задачей. А вот если в маршрутах преобладают городские перевозки, то автоматизированная КП может заметно облегчить жизнь. То, что с ней водитель меньше устает, а следовательно, больше внимания уделяет дороге, — это однозначно. К тому же «робот» менее требователен к квалификации сидящего за рулем, что в конечном итоге уменьшает затраты на эксплуатацию.

Техническая характеристика автомобиля ISUZU ELF 7.5 LONG (NPR75LL)

Габаритные размеры шасси (Д х Ш х В), мм 7410 × 2115 × 2265
Колесная база, мм 4175
Полная масса, кг 7500
Снаряженная масса, кг 2835
Грузоподъемность, кг 4665
Допустимая нагрузка 1/2-й оси, кг 3100/6000
Полная масса автопоезда, кг 2280/2435
Максимальная масса прицепа с тормозной системой, кг 3500 (Short), 5500 (Long)
ДвигательISUZU 4HK1 (4HK1E5NC)
Тип двигателяТурбодизель, I-4, 16-клапанный, «Евро-5»
Рабочий объем, см³5193
Мощность, л. с.155 при 2600 мин–1
Крутящий момент, Н⋅м419 при 1600–2600 мин–1
Коробка передачISUZU MYY6E
Тип коробки передачАвтоматизированная
Количество ступеней КП вперед/назад6/1
ПодвескаПередняя — рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.
Задняя — зависимая, рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами
Тормозная системаГидравлическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, с вакуумным усилителем, с АБС. Тормозные механизмы передних и задних колес дисковые. Есть система ESC
Колесная формула4 × 2
Размерность шин215/75 R17.5
Вместимость топливного бака, л140
Комментарии