2018.02.13

Внимание к надстройкам

Надстройка, смонтированная на шасси грузовика, определяет эффективность комплектного автомобиля. По каким критериям оценивать кузовостроителей и на что обращать внимание при выборе? Рассмотрим вопрос на примере фургонов различного назначения.

Для выполнения транспортной задачи перевозчики приобретают товарные грузовики уже с надстройками. Времена, когда транспортная компания закупала шасси и отдавала их для оснащения фирме-надстройщику, канули в лету. Впрочем, как и дефицит подвижного состава, который наблюдался в докризисные годы. Забота по формированию актуального предложения товарных машин, готовых сразу после покупки выйти на линию, сегодня лежит на плечах дилеров конкретных марок грузовиков, мультибрендовых продавцов и фирм, которые специализируются на изготовлении и монтаже надстроек. Кузовостроителей можно условно разделить на авторизованных производителем шасси и автономных. Независимо от того, кто собрал комплектный автомобиль, перевозчик рассчитывает на покупку надежного транспортного средства. Увы, на деле все может пойти вразрез ожиданиям. Многое зависит от того, кто именно изготовил надстройку и как смонтировал ее на шасси.

Качество и долголетие

Компании, которые делят между собой российский рынок надстроек, можно разделить на три группы. К первой можно отнести микрофирмы — по сути, гаражные кооперативы, которые производят продукцию штучно, под конкретного заказчика. Несмотря на индивидуальный подход к каждому клиенту, качество изготовления производимых надстроек нельзя назвать высоким, а в ряде случаев и приемлемым. Дело даже не в том, что «кустари» работают с недорогими материалами, имеющими зачастую низкое качество, а в отсталости технического оснащения. Как правило, микрофирмы производят надстройки для монтажа на шасси недорогих отечественных грузовиков или машин китайского производства. В основном эти производители сконцентрированы в сегменте LCV. Их доля на рынке не превышает 15 %.

Вторая группа производителей представляет собой предприятия, изготавливающие продукцию средней ценовой категории более-менее приемлемого качества и имеющие оборудование, которое позволяет реализовать современные технологии производства. «Середняки» в большинстве своем не используют в производстве премиальных материалов. Но при этом они могут дать хорошую цену, которая позволяет им конкурировать на свободном рынке, где они занимают 60 %.

Третью группу формируют представители премиум-сегмента. Эти компании постоянно работают над повышением качества выпускаемой продукции, используют в производстве только современные высокотехнологичные материалы и оборудование. Российских представителей топ-сегмента можно пересчитать по пальцам одной руки, при этом им принадлежит около 25 % рынка (по факту около 10–15 % в сегменте средне- и крупнотоннажных автомобилей).

Что касается срока службы фургонов, то лидерами по данному показателю являются надстройки премиум-сегмента. Производители топ-пула гарантируют, что их надстройка отработает минимум 5 лет в условиях интенсивной эксплуатации. Разумеется, это не означает, что после окончания указанного выше срока надстройка рассыплется на части. Вовсе нет! Максимум, что может потребовать замены, это изношенные уплотнения дверей и фурнитура. Фактически мы можем говорить о соответствии ресурса фургона и шасси. Фургоны среднего сегмента при интенсивных условиях эксплуатации служат примерно 2-3 года, после чего требуется ремонт. Именно столько же действует и заводская гарантия. Что касается надстроек, собранных микрофирмами, то об их ресурсе говорить довольно сложно. Случаев, когда фургоны начинали течь после первого года эксплуатации, предостаточно.

Фургоны производителей топ и среднего класса регулярно проходят испытания в аккредитованных лабораториях, где подтверждаются их рабочие характеристики

Как оценить качество надстроек

Оговоримся сразу: задача оценки качества надстроек не из простых. Дело в том, что все новые фургоны внешне замечательные и определить качество материалов, из которых они изготовлены, по силам только специалисту высшей категории. Судите сами: внешне недорогой китайский плакированный металл, который является облицовкой панелей фургона, может выглядеть на уровне лучших российских образцов. Единственное, за что может зацепиться глаз, так это аккуратность сборки и равномерность швов. Уровень качества используемых материалов, технологий производства панелей, сборки можно выявить только в процессе эксплуатации автомобиля. Исходя из сказанного, делаем вывод: чтобы оценить качество фургона, необходимо осмотреть бывшую в эксплуатации машину. Лучше, если это будет экземпляр, отработавший как минимум 5 лет. При этом учитываем, что нормативный срок службы фургонов премиум-сегмента составляет примерно 8 лет. При осмотре фургонов нужно обращать внимание на все элементы их конструкции — от панелей до надрамников. Если сталь, из которой они изготовлены, будет иметь меньший, чем требуется, предел текучести, то это приведет к повреждению силового элемента и преждевременному выходу фургона из строя. Но опять‑таки визуально понять, какая именно сталь была использована для изготовления надрамника, невозможно! Это по силам только специализированной лаборатории, имеющей необходимое оборудование.

При выборе надстройки важно обращать внимание на наличие и полноту пакета сертификатов и документации. Если к документам вопросов не возникает, то это уже хороший знак. В частности, если речь идет о фургонах, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, то важно наличие гигиенического сертификата на использованные материалы. В нем должен быть указан допуск на контакт с пищевыми продуктами и товарами для детей. Санитарные экспертизы и сертификация продукции — мероприятия затратные. Именно по этой причине у продукции ряда компаний полного пакета документов в наличии нет.

Андрей Егоров

Руководитель отдела продаж ООО «Пеликан Вэнс энд Трэйлерс»

«Приобретая грузовик, транспортная компания должна четко понимать, какой груз (вес, объем, укладка и т. д.) и в каких температурных диапазонах он будет перевозить. Исходя из максимальной массы транспортируемого груза, подбирается соответствующее шасси. На каждое из них, как правило, уже имеется несколько стандартных вариантов надстроек. Их параметры, в том числе габариты, определены с учетом соблюдения развесовки транспортного средства по осям. Многие кузовостроители допускают просчет в соблюдении развесовки, что приводит к перегрузке одной из осей с предсказуемыми последствиями — повреждением рессор и ухудшением управляемости. Все это может стать причиной потери контроля над транспортным средством в процессе движения и возникновения дорожно-транспортного происшествия. Разумеется, при нарушении развесовки по осям и вызванной этим поломке ходовой части и подвески автомобиль снимается с гарантии.

Расчет нагрузки, приходящейся на каждую из осей конкретно взятого транспортного средства, выполняется конструкторско-технологическим отделом компании-кузовостроителя еще на стадии разработки первичной документации. Все действия производятся посредством специальной программы, которая содержит ключевые данные по большинству шасси грузовиков импортного и российского производства, а также устанавливаемому оборудованию: фургонам, кранам-манипуляторам, крюковым гидравлическим погрузчикам. Все, что нужно конструктору, — это выбрать марку шасси, колесную базу, габариты, вариант надстройки и др. Обработав исходные параметры, программа выдает данные по минимальным и номинальным нагрузкам на оси. Примечательно, что значения рассчитываются с учетом навесного оборудования. Так, холодильная установка дополнительно нагружает переднюю ось, а гидроборт — ведущий мост. Пренебрегать учетом дополнительного оборудования нельзя, так как масса снаряженной холодильной установки может достигать 400–500 килограммов, а расположена она практически над кабиной и, следовательно, передней осью. Гидроборт, даже изготовленный из алюминиевого сплава, также нагружает ведущий мост.

Программа учитывает и то, что оба эти устройства отчасти компенсируют (уравновешивают) друг друга, снижая общую грузоподъемность шасси. Программа позволяет вычислить и такой важный параметр, как максимальное значение заднего свеса, который определяет максимальную длину фургона».

Илья Белов

Руководитель отдела маркетинга Группы «ПРОМАВТО»

«Фирма-кузовостроитель обязана иметь в своем распоряжении технические средства, необходимые для того, чтобы грамотно просчитать конструкцию автомобиля с надстройкой. После выполнения расчетов документация отправляется на утверждение в специализированные организации, где производится ее экспертиза и утверждение по действующим нормативам. Таковыми, в частности, являются «НАМИ Фонд» и Росстандарт. Одним из важных документов, который необходим для производства надстройки и ее монтажа на шасси, является ОТТС (одобрение типа транспортного средства), который, в свою очередь, выдается на основе ОТШ (одобрения типа шасси). В ОТТС включаются различные типы надстроек: бортовой кузов, промтоварный и изотермический фургоны, вахтовый автобус, передвижная мастерская, различные мобильные телевизионные центры, медицинские диагностические комплексы и т. д. Паспорт транспортного средства (ПТС) оформляется на основании одобрения типа транспортного средства и может распространяться либо на конкретную модель, либо на серию.

На шасси грузовиков ISUZU в зависимости от модели мы монтируем фургоны длиной от 3 до 8,4 метра. На каждую колесную базу имеется как минимум по одному стандартному варианту. Например, у ISUZU NPR75 может быть короткая база (LK), на которую встает 10‑палетный фургон размерами 5,3 × 2,2 × 2,2 метра. На раму машины этой же модели с более длинной колесной базой, маркируемой LL, встанет фургон длиной 6,2 × 2,2 × 2,2 метра. У каждой из четырех моделей грузовиков ISUZU есть три варианта колесной базы, соответственно, предлагается 12 стандартных решений по надстройкам. Самые востребованные у перевозчиков шасси ISUZU FVR34 имеют полную массу 18 тонн. Именно они чаще всего приходят в работу кузовостроителям. Второй по популярности — девятитонник ISUZU NQR90.

Замыкают рейтинг машины полной массой 7,5 тонны ISUZU NPR75. Самый большой спрос — на грузовики, оснащенные изотермическими фургонами с рефрижераторным оборудованием. Отмечу, что выбор транспортными компаниями грузовиков ISUZU также продиктован государственной поддержкой, оказываемой покупателям собираемых в Ульяновске машин: субсидиями, льготным кредитованием, лизингом и скидками».

Комментарии