2017.08.22

Важная деталь

От качества расходных материалов и запасных частей, применяемых при обслуживании и ремонте грузовиков, зависит надежность транспортных средств, коэффициент выхода их на линию и рентабельность перевозок.

Чтобы обеспечить работоспособность грузовика, важно не только обслуживать и ремонтировать его по технологии и стандартам автопроизводителя, но и применять оригинальные запасные части и расходные материалы. Такие, как правило, стоят дороже аналогов альтернативных производителей. Однако статистика свидетельствует: именно устанавливаемые на заводском конвейере и поступающие в фирменные сервисные центры компоненты обладают максимальным ресурсом, демонстрируют наивысшую надежность в сложных условиях эксплуатации и невысокую стоимость владения транспортным средством. Объясняется это тем, что, прежде чем получить допуск на сборочный конвейер, каждая деталь или узел проходит длительный цикл стендовых и натурных испытаний. Любой автомобиль проходит омологацию как комплектное изделие, собранное из прошедших строгую проверку компонентов. Если какие‑либо из них в процессе эксплуатации будут заменены аналогами, то это может стать причиной ухудшения заявленных автопроизводителем характеристик автомобиля. Речь может идти о топливной экономичности, тормозных свойствах грузовика, надежности и ресурсе его узлов, агрегатов и т. д.

Даже с учетом этого некоторые владельцы транспортных средств в стремлении сэкономить используют при обслуживании и ремонте своих машин неоригинальные компоненты. Причем нередко делают это в гарантийный период! А после того как грузовик сходит с линии из‑за поломки, обращаются к дилеру с требованием бесплатно устранить неисправность. Приведем примеры, как неоригинальные запасные части стали виновниками снижения ресурса или даже аварийного выхода из строя узлов и агрегатов грузовиков.

Ходимость неоригинальных компонентов предсказать невозможно. Только оригинальные детали имеют прогнозируемую наработку, которая превосходит регламентированные по ТО сроки

Случаи, когда при ремонте ходовой части машин мастера независимых СТО используют неоригинальные ступичные подшипники, довольно распространены. Как и факты существенно меньшего их срока службы. Часто причиной тому служит несоответствие аналогов оригинальным деталям по параметрам нагрузки. Кроме того, более дешевые подшипники могут изготавливаться из сталей несоответствующего химического состава, по упрощенной технологии термической или механической обработки. Такие детали изначально будут иметь меньший срок службы и обладать худшей надежностью, что для коммерческого транспорта просто недопустимо. Судите сами: быстро прогрессирующий люфт подшипника в процессе эксплуатации транспортного средства может привести к его разрушению с заклиниванием узла. Если речь идет о рулевой оси, то повреждения получают цапфы поворотных кулаков и ступицы. Не меньше бед приносит разрушение подшипников, установленных в ведущем мосту грузовика. Здесь повреждения получают дорогостоящая балка моста (оконечники чулка) и ступицы. Ремонт с заменой деталей выльется в весьма приличную сумму.

От качества фильтрации топлива зависит ресурс топливной аппаратуры. Любая экономия оборачивается существенными затратами на ремонт.

В группу риска попадает и дорогостоящая топливная аппаратура. Напомним, что на грузовиках ISUZU стоит современная электронно-управляемая Common Rail, требовательная к качеству топлива и, соответственно, топливным фильтрам. Чтобы снизить стоимость своих изделий, производители альтернативных фильтров используют более дешевые фильтровальные материалы. Изготовленные из них шторы часто не обеспечивают фильтрацию требуемой тонкости, пропуская к прецизионным парам частички загрязнений большего размера. Кроме того, от дешевого фильтровального материала в процессе прохождения через него топлива могут отделяться микроволокна, которые попадают в прецизионные пары насоса и форсунок и наносят им вред. И, наконец, дешевый фильтровальный материал может не обладать достаточной грязеемкостью, чтобы обеспечить наработку фильтра в пределах интервала технического обслуживания. Если штора засорится, мотору может банально не хватать топлива для нормальной работы. Он потеряет мощность, будет работать неустойчиво.

Экономия на расходных материалах составляет 30–50 % от цены оригинальных компонентов, а цена последующего ремонта может превысить полученную выгоду в сотни раз!

Как водится, одна проблема порождает другую. Так, при преждевременном износе форсунок, который был вызван применением топливных фильтров низкого качества, перевозчики могут установить аналоги. Специалистам центрального офиса ISUZU, которые занимаются анализом причин поломок грузовиков в гарантийный период, известны случаи, когда у неоригинальных форсунок в процессе эксплуатации разрушались распылители. Это приводило не только к нарушению распыла топлива, процесса его горения, но и ухудшению смазки пары «поршень — цилиндр». «Льющая» форсунка смывает смазку с поверхностей. Итог — работа «на сухую», локальный перегрев, увеличение поршня в размерах, образование задиров и даже заклинивание его в цилиндре. Ремонт мотора в этом случае обойдется в сотни тысяч рублей. Существенные потери владелец транспортного средства понесет и из‑за его простоя. А ведь первоначальная экономия на топливных фильтрах исчислялась десятками рублей, то есть была несущественной!

Преждевременный выход двигателя из строя может спровоцировать и замена оригинального масляного фильтра неоригинальным. Здесь проблемы аналогичны описанным выше за исключением того, что при засорении шторы в систему смазки через перепускной клапан пойдет неочищенное масло. Стоит ли говорить, что в результате этого ресурс пар трения существенно снизится и до капитального ремонта мотор пройдет меньше? Владельцы грузовиков, которые экономят на воздушных фильтрах, должны знать, что продукция альтернативных производителей может не соответствовать оригиналу по размерам. Например, фильтр окажется короче и его прослабленная посадка в штатном корпусе не обеспечит герметичности. В итоге будет наблюдаться подсос неочищенного воздуха в обход фильтра, что послужит причиной быстрого износа цилиндропоршневой группы двигателя. К описанной проблеме приводит и применение торцевых уплотнений, которые изготавливаются из материалов, обладающих иными, чем требуется, характеристиками по усадке.

Гарантийному ремонту предшествует согласование работ с центральным офисом ISUZU. Если эксперты выявят, что в гарантийный период перевозчик применял неоригинальные запасные части и расходные материалы, ремонт будет произведен за его счет

Следующая группа запасных частей, в которой оригинал часто заменяют альтернативой, — тормозные колодки в сборе и фрикционные накладки с заклепками по отдельности. Начнем с того, что фрикционная смесь, используемая альтернативным производителем, может иметь ключевые показатели, отличные от требуемых. В частности, речь идет о коэффициенте трения и его значениях при различных температурах. Судите сами: в начале движения тормоза могут быть в прямом смысле проморожены (зимние условия эксплуатации). В процессе перевозки механизмы нередко разогреваются до критических температур (длительное или интенсивное торможение). При этом фрикционная смесь оригинальной накладки в любом случае отработает отлично, а вот как поведет себя аналог — большой вопрос.

Идем дальше. Дешевые фрикционные смеси могут иметь неоднородную структуру или, что еще хуже, различного рода включения. Испеченная из них накладка спровоцирует неравномерный износ или более серьезные повреждения рабочей поверхности тормозного барабана. В этом случае его придется протачивать или заменять. Как показывает практика, отверстия в накладках под заклепки у таких деталей могут не совпадать с отверстиями на оригинальных стальных и чугунных башмаках. Уже на стадии монтажа в материале возникнут напряжения и микротрещины. При интенсивном торможении, когда на колодки действуют большие силы, накладка может раскрошиться, а тормозной механизм заклинить.

Причиной выхода тормозного узла из строя могут стать и неоригинальные заклепки. Если их диаметр будет меньше требуемого, то получить прочное заклепочное соединение не получится, как и при установке заклепок меньшей длины. И, наконец, последнее. При проведении технического обслуживания или ремонта грузовиков важно использовать оригинальные или с соответствующими допусками технические жидкости и масла. Они прошли всесторонние испытания и обеспечивают максимальную защиту узлов и агрегатов от износа и коррозии. Если в гарантийный период обнаружатся неисправности коробки перемены передач, редуктора рулевого управления, ведущего моста или мотора, то, выясняя причину, эксперты непременно отправят пробы жидкостей или масла на анализ. А он покажет, соответствует ли материал пробы оригинальному продукту. Те, кто применил неоригинал и сэкономил, лишатся гарантийной поддержки.

Комментарии