2018.02.13

Стоимость владения: ставка на понижение

Стоимость владения — важный показатель для любого коммерческого автомобиля. Из чего она складывается и как ее снизить? Делимся опытом экспертов.

Каждый перевозчик, выбирая грузовик для выполнения конкретной транспортной задачи, оценивает его по ряду ключевых показателей. Одним из них является стоимость владения. Она складывается из множества различных расходов, которые несет владелец машины в процессе ее эксплуатации. Отметим, что актуальные цифры по эксплуатационным затратам транспортные компании относят к закрытой информации, не подлежащей разглашению. По этой причине мы не будем оперировать понятием стоимости перевозки одной тонны груза с привязкой к конкретной модели транспортного средства. Вместо этого расскажем, как снизить стоимость владения грузовиками ISUZU.

Совершенство конструкции

Существуют различные методы снижения эксплуатационных затрат, которые нашли широкое применение в практике автопредприятий. Рассмотрим наиболее значимые из них. Не секрет, что большая доля эксплуатационных расходов приходится на топливо. Недаром автопроизводители неустанно совершенствуют конструкцию своих грузовиков с целью снизить механические потери в узлах и агрегатах, оптимизировать рабочий процесс двигателя и тем самым сократить потребление машиной топлива.

При обслуживании подвижного состава по сервисному контракту на фирменной станции технического обслуживания перевозчик получает скидку 20 % на оригинальные расходные материалы.

В частности, инженеры ISUZU в стремлении вывести моторы на высокие показатели экономичности отдали предпочтение современной электронно-управляемой системе питания Common Rail. Она имеет фантастическую гибкость в настройках и позволяет реализовать практически любой алгоритм впрыска топлива. Именно оптимизация рабочего процесса позволяет достичь более мягкой работы ДВС, снизить нагрузку на элементы кривошипно-шатунного механизма, сократить потребление горючего и количество вредных веществ в выхлопе.

Сервисный контракт, руб. Розничные цены, руб. Разница, %
Итого по контракту «Премиум» 486 606,79 574 196,01 15,25
Ежемесячный платеж 10 137,64 - -
1 км пробега 2,03 - -
Итого по контрактам «Комплекс» & «Стандарт» 285 677,81 329 825,26 13,39
Ежемесячный платеж 5 951,62 - -
1 км пробега 1,19 - -
Сравнение стоимости контракта со среднерозничными ценами

Квалификация водителей

Однако даже самый совершенный грузовик под управлением водителя низкой квалификации выдаст невысокие экономические показатели. Чтобы исключить негативное влияние человеческого фактора на стоимость владения, рачительные хозяева автопредприятий вкладывают средства в обучение персонала по оригинальной методике, учитывающей особенности устройства автомобилей конкретной марки. Услуга по обучению экономичному вождению и повышению квалификации водителей предлагается компанией ISUZU с 2015 года. Тренер-инструктор выезжает к клиенту, где на конкретных моделях машин, принадлежащих транспортной компании, проводит обучение водителей по утвержденной программе с привязкой к техническим особенностям машин. Так, тренинги включают в себя отработку действий, направленных на минимизацию расхода топлива при прохождении маршрутов в различных дорожных условиях и с различной нагрузкой на транспортное средство. Сначала инструктор отмечает ошибки, которые допускает ученик, затем рассказывает, где именно и в чем состоят эти ошибки, и в заключение проверяет в реальных условиях, насколько хорошо обучаемый усвоил материал. Рекомендации даются не только по грамотному выбору скоростного режима в той или иной ситуации, но и по оптимальному выбору передачи в трансмиссии, способам удержания оборотов двигателя в зеленой зоне тахометра. Важно, что все это делается с учетом особенностей устройства конкретного грузовика, в частности мощностных показателей двигателя, модели КПП и ведущего моста. Как показывает практика, тренинги по экономичному вождению позволяют снизить эксплуатационный расход топлива более чем на 10 %. Также отметим, что грамотное управление транспортными средствами позволяет существенно сократить и количество их отказов, продлить ресурс ряда узлов и агрегатов. Например, у прошедших обучение водителей существенно дольше служат тормозные механизмы и сцепление. А это оказывает положительное влияние на итоговую цифру эксплуатационных затрат. Стоит ли говорит о том, что чем меньше грузовик стоит в ремонте, тем больше прибыли он приносит своему владельцу? Услуга по повышению квалификации водителей может оказываться как по линии дилеров марки, так и напрямую от центрального офиса ISUZU в России.

Экономим на обслуживании и ремонте

Следующий резерв в сокращении эксплуатационных затрат заложен в грамотном подходе к обслуживанию и ремонту транспортных средств. Речь идет не о краткосрочном (!) снижении стоимости за счет применения более дешевых и менее качественных расходных материалов. Напротив, наибольшая экономия достигается в долгосрочной перспективе при использовании оригинальных, обладающих наилучшими эксплуатационными характеристиками компонентов. Именно они гарантируют максимально возможную наработку узлов и агрегатов, обеспечивают безотказную работу и высокий коэффициент выхода транспортных средств на линию.

Оригинальные запасные части и расходные материалы превосходят аналоги от альтернативных производителей по ресурсу и надежности

Отметим, что, несмотря на то, что обслуживание грузовиков с применением оригинальных расходных материалов изначально обходится дороже, нежели при использовании продукции альтернативных производителей, разницу в итоговых затратах можно сократить до минимума. Для этого эксперты российского представительства ISUZU разработали особый продукт — сервисный контракт с учетом специфики перевозок и российских условий эксплуатации. Программа предусматривает несколько видов контрактов. Например, по федеральной программе клиент имеет возможность не только обслуживать подвижной состав по установленным договором ценам на любой фирменной сервисной станции вне зависимости от местоположения, но и получать скидку 20 % на оригинальные расходные материалы. Дополнительно снизить затраты позволяет региональная программа, формируемая при участии конкретных дилеров. Они как самостоятельные бизнес-единицы могут предоставлять клиентам дополнительные скидки на обслуживание и ремонт машин. При этом перевозчик минимизирует простой машин.

Важно отметить, что сервисные контракты не только сокращают расходы транспортной компании на обслуживание и ремонт машин, но и облегчают административную нагрузку на бизнес. Документооборот осуществляется напрямую между перевозчиком и АО «ИСУЗУ РУС», за счет отработанной системы он минимален и прозрачен. При большом количестве машин в парке это существенно облегчает ведение бухгалтерского учета. Перевозчик всегда имеет четкое представление, за что и сколько платит. Это, в частности, устраняет возможность злоупотреблений со стороны материально ответственных лиц автопредприятия.

Обслуживание грузовиков на фирменных СТО гарантирует безотказную работу транспортных средств и сокращает эксплуатационные расходы

Акценты на краткосрочной и долгосрочной перспективах в разговоре об обслуживании машин мы сделали неслучайно. Суммарные эксплуатационные затраты необходимо считать с учетом полного срока работы автомобиля до его продажи на вторичном рынке. А остаточная стоимость у грузовиков ISUZU одна из самых высоких. Это позволяет вернуть значительную часть затраченных при покупке машины средств. В том, что машина найдет своего нового владельца за короткий срок и за нее дадут ее реальную цену, сомневаться не стоит. Подтверждением высокой ликвидности «японцев» служит статистика продаж на вторичном рынке. Покупателю важно, чтобы остаточный ресурс основных агрегатов и узлов б/у грузовика был достаточно большим. Именно это и гарантирует грамотное обслуживание транспортного средства с применением оригинальных расходных материалов, то есть то, о чем мы вели речь выше. Первоначально большие затраты позволяют получить заметную экономию в дальнейшем.

Дмитрий Сергеев

Директор компании «Казань Милк»

«Выбор оптимальных под сформированные нами требования грузовиков дался нелегко. Рассматривали продукцию множества производителей — как отечественных, так и импортных. Некоторые машины брали в опытную эксплуатацию. Изучали информацию о наиболее интересных моделях и отзывы реальных владельцев техники. Перед тем как сделать окончательный выбор, провели тест-драйв претендентов. В конечном итоге было принято решение закупить грузовики ISUZU — ими постепенно замещается подвижной состав других брендов, также стоящий на балансе нашего автопредприятия.

Первая машина японского бренда российской сборки, приобретенная нашей компанией в 2014 году, прошла более 260 тыс. км. Остальные приближаются к этой отметке. Служба главного механика фиксирует все неисправности с привязкой к пробегу грузовиков. Уже сейчас можно говорить о том, что число отказов японских машин существенно меньше, чем конкурентов, которые работали в нашем парке ранее. Все поломки напрямую связаны с особенностями маршрутов, по которым работают транспортные средства. Так, на плохие дороги мы списываем выход из строя передних и задних рессор. По той же причине появляется люфт в шкворневых узлах. Приятно, что на гарантийных машинах дилер производил ремонт бесплатно — на первой уже заменили шкворневые пальцы. Загадкой остался лишь отказ ручного тормоза на одном из грузовиков. Данный инцидент мы списали на человеческий фактор.

Несмотря на высокую стоимость запасных частей и ремонта, грузовики ISUZU оказались более выгодными в эксплуатации по сравнению с конкурентами, так как число зафиксированных неисправностей небольшое».

Артем Гридасов

Руководитель группы сервисных контрактов «ИСУЗУ РУС»

«Одним из самых действенных методов снижения эксплуатационных расходов я считаю обслуживание транспортных средств по сервисному контракту. На данный момент клиентам предлагаются на выбор следующие виды программ: «Стандарт», «Гарантия+», «Комплекс» и «Премиум». В каждом случае менеджеры ISUZU просчитывают экономическую выгоду, которую получит перевозчик. Транспортная компания на основании предоставленных данных выбирает для себя оптимальный вариант, опираясь на собственные потребности, условия работы и срок эксплуатации подвижного состава. На сегодняшний день наиболее интересными являются программы, включающие продленную гарантию на силовую линию (мотор, коробку передач, ведущий мост) транспортного средства. Срок действия такой гарантии в зависимости от условий эксплуатации автомобиля может составляет до 5 лет либо действует до пробега 380 тыс. км — что наступит ранее. По факту владелец автомобиля получает дополнительные гарантийные обязательства от автопроизводителя (!) за то, что обслуживает свою технику на фирменной СТО по сниженным тарифам. С учетом высокой стоимости ремонта подпадающих под гарантию агрегатов выгода от заключения сервисного контракта очевидна. В случае форс-мажорных обстоятельств гарантия поможет избежать незапланированных трат, убытков от простоя грузовика и обеспечит невысокую стоимость владения транспортным средством».

Чтобы показать возможность снижения эксплуатационных расходов на конкретном автотранспортном предприятии, приведем пример эксплуатации грузовиков ISUZU в транспортной компании «Казань Милк», которая согласилась раскрыть некоторые цифры, связанные с эксплуатацией транспортных средств в определенных условиях работы.

На балансе транспортной компании «Казань Милк» стоит семь автомобилей ISUZU NMR85H. Грузовики задействованы на развозе продуктов питания по сетевым магазинам города Казани, пригорода, а кроме того, совершают рейсы в соседние регионы. Транспортные средства оборудованы фургонами с рефрижераторными установками, а также сухими фенами, которые обеспечивают требуемый температурный режим внутри изотермических кузовов вне зависимости от погодных условий. Первые ISUZU NMR85H компания приобрела в 2014 году. Сегодня наработка машин приближается к 300 тыс. км.

На складе фирменного сервисного центра есть все необходимые запчасти и расходные материалы для обслуживания и ремонта грузовиков

Выбор модели шасси был продиктован оптимальной под конкретные транспортные задачи грузоподъемностью. Покупка грузовиков сопровождалась заключением сервисного контракта. Выгоду при обслуживании по спецпрограмме на СТО официального дилера марки рассчитали, сравнив расценки на общих условиях и со скидками, которые предусматривает контракт. Итоговая экономия на парке из семи машин составила около 200 тыс. рублей в год. Важный момент: при оплате технического обслуживания по сервисному контракту счет выставляется с НДС, который принимается бухгалтерией автопредприятия к вычету. Оптимальный сервисный контракт был выбран с учетом условий работы машин и величины годовых пробегов от 80 до 100 тыс. км. Наработка зависит от длины маршрутов и расположения точек, которые обслуживает грузовик. Если речь идет о городе и пригороде, то это десятки километров в день. При перевозках в соседние регионы пробеги за рейс достигают 1,5–2 тыс. км. В зависимости от условий работы грузовиков (качества дорог и трафика движения) изменяется и расход топлива. Средний показатель по парку машин — а они с однотипными моторами — составляет около 16 литров на 100 км. Учитывая, что грузовики эксплуатируются с рефрижераторным оборудованием и берут на борт около 3 тонн полезной нагрузки, данный показатель можно считать хорошим.

Комментарии